Высказывания и мысли о Боге, природе и обществе

Высказывания и мысли о Боге, природе и обществе

Хотинок Роман Львович. Высказывания и мысли о Боге, природе и обществе

Об авторе¹

Из предисловияодного из собирателей высказываний

В 1970-х годах Комитет по метеоритам Академии наук представлял собой небольшое, но самостоятельное учреждение Академии наук, основанное В.И. Вернадским и Л.А. Куликом, подчиненное непосредственно Президиуму АН. В дальнейшем в 1979 г. он был поглощен, как учреждение, Институтом геохимии и аналитической химии. Сейчас Комитет по метеоритам – общественная организация в Академии наук. В те же годы, о которых идет речь, сотрудники Комитета представляли собой очень органичное сообщество и были связаны между собой не только производственными, но и личными связями, находясь в многолетнем дружеском общении. Роман Львович Хотинок, видный член этого сообщества (см. «Земля и Вселенная», 2003 г., № 6, стр. 60), имел тогда некоторое увлечение, не оставшееся незамеченным его друзьями и коллегами. Он находил некие связи соответствия между истинами высоких наук и бытовыми и общественными отношениями, процветавшими среди его современников; при этом многие термины и научные формулировки приобрели весьма неожиданное звучание. Эти его идеи и мысли были порой остры и парадоксальны, вызывая юмористическую реакцию слушателей, а иногда достаточно глубоки и интересны, чтобы заставить их задуматься. Со временем всё это стало слагаться в некоторую систему, и у нас возникло желание как-то её зафиксировать – исключительно, так сказать, «для внутреннего пользования». Если я не ошибаюсь, первоначальная идея регистрации этих высказываний в виде записей формулировок Романа Львовича принадлежала Игорю Тимофеевичу Зоткину, а затем и я подключился к этому процессу. В конце концов, мы собрали достаточный корпус этих высказываний, что существовало в рукописной форме и имело хождение среди близких нам людей.

Мысли формулировались Романом Львовичем только в устной форме. Это непременно следует учитывать внимательному и доброжелательному читателю.

Автор этих высказываний просмотрел заново все наши записи, отсеял случайные и малозначительные афоризмы, добавил те идеи, которые возникли в более позднее время. Мы надеемся, что многим людям будут интересны те сопоставления, которые Роман Львович Хотинок сделал, размышляя о сущности науки и жизни.

Цветков Валентин Иванович,
кандидат физико-математических наук,
бывший сотрудник Комитета по метеоритам


Хотинок Р.Л.
На фото: 
Р.Л. Хотинок на Сихотэ-Алине в 1970 г.,
в руках у него – осколок метеорита (фото с сайта www.meteoritics.ru).

№ 1

Хамство ─ разновидность увеличения энтропии общества.

№ 2

Были «великие мужи» науки: Аристотель, Платон, Дж. Бруно, Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Ньютон, Эйнштейн, но великих жен науки не было!

№ 3

Мировоззрение бывает: идеалистическое, материалистическое и статистическое.

№ 4
Черное тело, черный ящик, черная дыра, черный оппонент, черный рынок, черный чай, черный вторник, черная зависть ─ черные принципы науки и техники, «черный словарь». Играют очень важную роль.

№ 5

От него эквивалентом пахнет.

№ 6

Научный пессимизм есть результат излишних знаний и избыточной информации.

№ 7

Среди многочисленных безобразий существует также организационное свинство.

№ 8

Милиция (и правосудие) уменьшает энтропию общества.

№ 9

Каждый человек ─ квант общества.

№ 10

Статья о численности болидов была написана мною в нарушение научной дисциплины, вне рамок моей темы (из выступления на собрании).

№ 11

Личное обладание метеоритом не имеет никакой пользы, кроме самодовольного чувства владения редким предметом, имеющим большое научное значение. Восторженный фанатизм приносит большой вред обществу.

№ 13

Н. Армстронга надо похоронить на Луне, когда умрет (предложение).

№ 14

Вперед! От невежества и безграмотности ─ к незнанию! (Лозунг)

№ 15

Смесь случайностей и произвола.

№ 16

Помимо законов сохранения материи и энергии, существует закон сохранения духа (души), так считает религия.

№ 17

Точное время нужно всем тем, кто имеет хоть какую-нибудь астрономическую нужду.

№ 18

Ощущение нарушения закона сохранения создает в человеке неприятное удивление, нездоровое возбуждение ─ интеллектуальный дискомфорт. Примером служат цирковые фокусы и открытие нейтрино.

№ 19

Расточительность, расхлябанность и безалаберщина также являются разновидностью увеличения энтропии.

№ 20

Нельзя нарушить законы природы, в отличие от законов, созданных обществом (главное отличие!)

№ 21

Торговля существует в форме «сети», а обслуживание имеет форму «сферы». Вопрос, почему?

№ 22

Телевизоры ─ это сирены ХХ века.

№ 23

Люди и звезды похожи друг на друга. Как и звезда, человек может испытать коллапс: моральный, интеллектуальный коллапс. Но человека удерживают моральные принципы.

№ 24

Женский алкоголизм тоже является разновидностью энтропии общества (безобразная разновидность).

№ 25

Теорема: Энтропия ума во вселенной достигла максимума. Доказательство: никто, нигде не жалуется на недостаток и на избыток ума. Это экспериментальный факт. Следовательно, ум везде одинаков, то есть распределен равномерно и неподвижно в глубоком инертном покое.

№ 26

Наблюдательный факт: Явление, феноменологически противоположное солнечному затмению, ─ это полет яркого болида ночью!

№ 27

Установленные математически законы природы, закономерности обычно имеют обратную силу, они применимы в прошлом, т. е. были справедливы и вчера. Например, закон всемирного тяготения имел силу и до Ньютона. А общественные законы ─ нет.

№ 28

Прогрессивное развитие ─ это переход от более вероятного состояния к менее вероятному. Чем выше развитие объекта, системы (или субъекта), тем в более узком интервале условий они могут существовать (например: клоп и человек).

№ 29

Интеллектуальность человека определяется глубиной (или степенью (высотой)) абстрагирования, на которое он способен, абстрактностью его мышления.

№ 30

Бог ─ это философская категория, олицетворяющая всеобщий порядок, это ─ идея упорядоченности. Следовательно, энтропия Бога равна нулю. И обратно, состояние, характеризуемой энтропией, нуль ─ это Бог.

№ 31

Бог ─ это (идеалистическая) духовная сингулярность.

№ 32

Чем примитивнее мыслит человек (или коллектив), тем ближе он считает себя к центру мироздания. В этом истоки антропоцентризма, эгоцентризма, а также эгоизма, свинства, невежества и хамства.

№ 33

Глупых животных не существует, все они одинаково умные. Дисперсия ума среди животных меньше, чем среди людей. Глупость ─ чисто человеческое качество. Дураки бывают только среди людей.

№ 34

Эвристическое высказывание: На основании утверждений №№ 30 и 31 Бог наверняка обладает квантовыми свойствами. Одним из проявлений квантовых свойств является его троичность: Бог Отец, Сын и Дух Святой.

№ 35

Тунгусский метеорит ─ это социальная игрушка ХХ века.

№ 36

Общество страдает не только от недостатка знаний, но и от избытка их.

№ 37

Бог ─ это воображаемая субстанция, обладающая всеобщей информацией об окружающем (и не окружающем, внутреннем) мире. Бог ─ это не структура.

№ 38

Я полагаю, что в мире происходит очень мало событий, по-настоящему достойных нашего волнения.

№ 39

Люди во многом подобны сосудам. Они бывают: 1) глубокими и мелкими, 2) пустыми и полными, а также 3) сообщающимися и неисчерпаемыми.

№ 40

Метеоритика ─ это не наука, а область человеческой деятельности (род занятий), так же, как космонавтика, кибернетика, политика, автоматика.

№ 41

Научные знания должны соответствовать своей эпохе и окружающей действительности. Иначе они приносят вред, а не пользу. Поэтому не всякий акт познания следует приветствовать.

№ 42

Издание научных изданий часто приводит к информационному загрязнению природной среды. Наряду с химическим, тепловым загрязнением имеет место информационное загрязнение.

№ 43

Копейки, как и электроны, не различаются между собой, поэтому они подчиняются статистике Бозе-Эйнштейна; рубли имеют номер и поэтому подчиняются статистике Ферми-Дирака.

№ 44

Одной из наиболее глубоких, широких, важных и полезных философских категорий является аналогия. В основе аналогии лежат фундаментальные принципы природы, бытия и духа.

№ 45

Животные не могут объявить голодовку. Это принципиальное отличие от человека. Животные не делают бессмысленных поступков, так как не имеют свободной воли.

№ 46

Законы и принципы, открытые в одной области науки, зачастую оказываются справедливы и в другой области. Это говорит об универсальности познания. Если ты открыл какой-нибудь закон природы, то немедленно ищи ему применение на стороне.

№ 47

Существует «принцип всеобщей относительности». Свойства и качества (объекта или субъекта), важные в одной системе, ─ совершенно неважны, несущественны, аморальны и неправомерны в другой, то есть не имеют смысла.

№ 48

Кто торопливо ест и пьет, на свете долго не живет! (Лозунг для вывешивания в столовой.)

№ 49

В последующих научных и правильных определениях жизни обязательно будут присутствовать понятие энтропии. Потому что жизнь ─ антиэнтропийное явление!

№ 50

Клеточное строение имеют не только живые организмы, но также зоопарк и тюрьма.

№ 51

Энтропия бывает не только материальная, но и духовная (интеллектуальная). И та и другая все равно увеличивается, если не затрачивать энергию.

№ 52

Государство ─ это не я.

№ 53

Энтропия современного знания намного меньше, чем у знания предыдущих веков.

№ 54

Абсолютная анархия ─ есть тепловая смерть общества (Не путать с абсолютной монархией!.)

№ 55

Проблема Тунгусского метеорита ─ не астрономическая, а социальная (см. № 36).

№ 56

Хороший руководитель недостатки подчиненных ставит в противофазу, а достоинства ─ наоборот.

№ 57

Счастье есть ожидание уменьшения энтропии души.

№ 58

Медицину надо отделить от государства, а государство от медицины, как это сделано в отношении Церкви.

№ 59

Ракеты в древнем Китае были изобретены преждевременно, поэтому это не принесло большого вреда.

№ 60

Атавизмы бывают не только соматические, но и духовные.

№ 61

И в круглой голове бывают плоские мысли.

№ 62

Ни один из основополагающих принципов природы не входит в тематику и не соответствует профилю нашей лаборатории.

№ 63

Коэффициент полезного действия (КПД) бывает не только положительным, но и отрицательным. Он имеет место тогда, когда полезная работа приводит к вредному результату (по определению КПД).

№ 64

Мозг у некоторых людей работает как ЭВМ, причем ЭВМ первого поколения. Чувство юмора у них есть, но оно очень детерминированное.

№ 65

Человек, так же как и Вселенная, в молодости бывает горячим и энергичным. Аналогия.

№ 66

Если познать и постигнуть мир в целом, если познать основные принципы, то частности не будут представлять никакого научного интереса.

№ 67

С точки зрения статистической философии, жизнь ─ самое невероятное событие, поэтому она дается и осуществляется только один раз, как в целой Вселенной, так и для отдельного индивидуума.

№ 68

Что первично, а что вторично: закуска или выпивка? Это основной вопрос человеческого бытия. По нему все люди делятся на идеалистов и материалистов.

№ 69

Некоторые люди подобны электронам. Они элементарны и безынерционны. Беспринципность ─ аналог безынерционности (в духовном пространстве).

№ 70

Бессмертие ─ категория духовная, а смерть ─ явление материальное, так как материальные системы, в отличие от духовных, не могут быть вечными (бессмертными).

№ 71

То, что человек не знает дату своей смерти, ─ это очень хорошо, это ─ великое счастье. Это вносит живительную неопределенность в наш скучный детерминированный мир.

№ 72

Любовь уменьшает энтропию души, а ненависть увеличивает ее.

№ 73

Вражда иногда существует без злобы. Например, волк ─ враг зайцу, но зла на него не имеет. Волк ─ враг зайцу, но заяц ─ не враг волку.

№ 74

Воровство есть следствие принципа наименьшего действия.

№ 75

Всякий прогресс есть переход от состояния с большей вероятностью к состоянию с меньшей вероятностью, т. е. в целом во Вселенной идет регресс (см. № 28).

№ 76

У зверей, в отличие от человека, нет «проблемы свободного времени». Например, медведь. Когда зимой у него свободное время, он спит, т. е. не существует как субъект.

№ 77

Многие факты жизни надо рассматривать и оценивать только из будущего. Факты становятся яснее.

№ 78

В отличие от материи дух существует вне времени и пространства. Поэтому для духа будущего не бывает. Душа не имеет возраста. Так же считали основоположники религии.

№ 79

Всякая система или структура стремится взаимодействовать с другой структурой: либо разрушает (уничтожает), поедает ее, либо, наоборот, благоприятствует и содействует…

№ 80

Обнаружение жизни вне Земли будет очень нежелательным и отрицательным событием, так как при этом резко снизится ценность жизни на Земле.

№ 81

Некоторые люди своим громким голосом заполняют не только пространство, но и время.

№ 82

Счастье ─ это большая производная от состояния души. Добро ─ это уменьшение энтропии.

№ 83

Иван Грозный не имел телевизора, но и не жалел об этом, так как не знал, что живет при феодализме. Нельзя сожалеть о том, о чем нет понятия.

№ 84

Яблоки играли и будут играть большую роль в истории. Например: яблоко раздора, адамово яблоко, ньютоново яблоко (см. № 4).

№ 85

Шум бывает не только внешний (наружный), но и внутренний: зубы скрипят, сердце стучит, горло хрипит, уши звенят, а мысли шуршат…

№ 86

Информационная гигиена включает в себя информационную чистоту и информационное воздержание. Можно говорить: информационная стерильность.

№ 87

Определение: Отрицательная глубина является высотой. Поэтому глубокие мысли достигают больших высот. Больших высот достигают только очень глубокие мысли.

№ 88

Физический вакуум битком набит виртуальными частицами. Духовный вакуум так же заполнен душами. Каждая живая душа ─ это флуктуация духовного вакуума.

№ 89

Метеориты ─ это не гости, а переселенцы из космоса. Гости всегда приходят и уходят, а метеориты остаются.

№ 90

Душа, как и фотон, не может быть в состоянии покоя. «Душа обязана трудиться!»

№ 91

Научный сотрудник ─ это научный квант, квант науки.

№ 92

Людские мысли, сознание, душа, чувства, сны, самочувствия и т. д. являются субъективной реальностью, в отличие от объективной реальности.

№ 93

Существуют и пользуются распространением не только материальные побрякушки (значки, ордена, медали, бусы, серьги, хоругви), но и духовные. К их числу относятся: почетные звания, престижные знакомства, похвальные грамоты, чрезмерное самодовольство, чрезмерное чувство собственного достоинства, а также фанаберия.

№ 94

Информация бывает четырех родов: полезная, бесполезная, вредная и безвредная.

№ 95

Свойства равнодушия и безразличия ─ частные проявления общего (глобального и вселенского) принципа всеобщей относительности.

№ 96

В наш век научно-технических революций большое значение приобретает проблема информационных отходов: их утилизации, захоронения и вторичного использования информационного мусора.

№ 97

Лица с большой творческой массой, подобно звездам, эволюционируют очень быстро, иногда даже взрываются и коллапсируют. Маленький человек тлеет слабо, но долго, как Солнце…

№ 98

Благодаря абстрактному мышлению люди изобрели деньги, а животные ─ не сумели.

№ 99

Одним из частных проявлений принципа наименьшего действия является лень. Добавление: частным проявлением лени является научная хандра, во время которой иногда происходят великие открытия.

№ 100

Письмо ─ процесс, в корне отличающийся от печатания на машинке. При письме буква выписывается постепенно, а при печати штампуется сразу. Письмо одномерное явление, тогда как печатание ─ двумерно.

№ 101

Следующее высказывание было запрещено Р. Л. Хотинком к письменной регистрации ввиду особенностей политической обстановки. Но оно было зафиксировано в памяти лиц, присутствовавших при его рождении:

Главная беда развитого социализма заключается в том, что при нем производственные отношения уж очень далеко обогнали развитие производительных сил.

* * *

Нижеследующие положения высказаны Р. Л. Хотинком уже после нашего общения в Комитете по метеоритам и представляют собой развитие его основных научно-философских воззрений:

№ 102

О смысле жизни. Всеобщий и вселенский смысл жизни может быть только в субстанции, вне которой ничего нет, а это Бог и космический вакуум. А локальные и частные смыслы жизни существуют в огромном количестве структур и системах отсчета. Это всё проявление принципа относительности.

№ 103

Космический вакуум ─ это всеобщий (или абсолютный) инвариант, так как его свойства постоянны во всех системах отсчета.

№ 104

Толпе, а не народу, философы не нужны, так же как баранам не надо знать законы их популяции.

№ 105

Грабеж больших ценностей ─ результат проявления разности финансовых потенциалов.

№ 106

А мелкое и среднее воровство ─ это проявление принципа наименьшего действия.

№ 107

Лазерные свойства общества ─ это парады, манифестации, бунты, революции, восстания, военные атаки, восторженные аплодисменты артистам и политическим деятелям. При этом все люди становятся в одной фазе, как кванты света.

№ 108

Люмпен, как и маргинал, ─ это социальный электрон, безынерциальный и беспринципный.

№ 109

Совесть ─ это стыд, направленный внутрь себя.

№ 110

Фанатизм и цинизм ─ это проявление детерминизма (отсутствуют иные варианты поведения).

№ 111
Объявление в метро: «Кольцевому радиусу метрополитена требуется рабочие и служащие».

№ 112

Тоталитарный сталинский режим ─ это социальная черная дыра (действует только одна сила).

№ 113

После 1921 года в СССР была «ньютоновская и лапласовская» социология, то есть полный детерминизм в экономике, социологии, морали и т. д.

№ 114

Космический вакуум ─ не структура, так как вне его ничего нет, и он вне времени, то есть вечен (аналогия с № 37). Космический вакуум ─ это континуум, и он вездесущ.

№ 115

Для строительства социализма и коммунизма народ должен быть голодный, веселый и идейный.

№ 116

Старое религиозное положение о «неисповедимости путей Господних» является ни чем иным, как одним из выражений «принципа неопределенности», известного и в физике. Это ─ один из фундаментальных принципов бытия природы.

№ 117

Лозунг эпохи феодализма: «Да здравствует капитализм ─ светлое будущее всего человечества!»

№ 118

Принципы бытия природы и духа ─ положения более высокого ранга, чем конкретные законы природы и общества.

№ 119

Музыка – это третья сигнальная система человека.

№ 120

Бог дал человеку способность к абстрактному мышлению – в результате этого человек придумал Бога.

№ 121

Основной вопрос философии: существует или не существует закон сохранения духа? А не что первично, а что вторично (материя или дух, в философии марксизма). Научного ответа пока нет – есть ответ религиозный.

№ 122

Не только для нашей Вселенной, но и для любой структуры до ее возникновения – время не имеет смысла, т.е. его не было.

№ 123

Знаменитая картина Малевича «Черный квадрат» – это интуитивное художественное предчувствие и предсказание великого научного открытия темной материи и темной энергии.

Белое поле вне квадрата ─
это светлая энергия, возникшая после Большого взрыва (электромагнитное излучение, вещество, реликтовое излучение).

№ 124

Принципы – они просто есть, и их доказывать не надо. Их справедливость проявляется в дальнейшем развитии науки – они просто высказываются и постулируются. Примеров в науке много. Макс Планк в 1900 году для решения кризиса в проблеме излучения без доказательства выдвинул идею квантов, которая блестяще подтвердилась и привела к возникновению науки «квантовая механика». Таким же образом в развитии подтверждены принципы относительности Эйнштейна. Закон Всемирного тяготения Ньютона принят без доказательства и подтвердился на практике (например, открытие Нептуна). Также без доказательств была принята сначала как гипотеза, а потом как теория Коперника.

Известно, что аксиомы – это очевидные истины, не требующие доказательства. Отсюда следует, что принципы бытия – тоже очевидные истины, не требующие доказательства.

Следовательно, принципы бытия – это аксиомы, не требующие доказательства, относящиеся к фундаментальным понятиям.

№ 123

Счастье и радость – это процесс уменьшения энтропии души.

¹Об авторе высказываний: Хотинок Роман Львович родился 2 апреля 1928 г. в Москве. Он много лет занимался популяризацией метеорной астрономии, сбором материалов и поиском метеоритов на территории нашей страны и в ближнем зарубежье и посвятил им десятки научных и научно-популярных статей. Благодаря его стараниям отечественная метеоритная коллекция пополнилась 25 новыми метеоритами. Наиболее известная находка – метеорит «Царев» – крупнейший каменный метеорит России массой 1600 кг (см. фото). Он первым предложил наблюдать болиды из космоса. За заслуги в области метеорной астрономии и метеоритики его именем назван астероид № 4428.
Научная автобиография Р.Л. Хотинка опубликована в газете «Физика», выпускаемой Издательским домом «Первое сентября» (№ 13, 1–7 апреля 2003 г., с. 10): http://www.meteoritics.ru/forum/viewtopic.php?t=462

А ДЛЯ ЗВЕЗДЫ, ЧТО СОРВАЛАСЬ И ПАДАЕТ ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ, ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ МИГ…

К 75-летию нашего автора, замечательного исследователя и педагога Р.Л.Хотинка.
(«Физика», № 13/03, 2003 г, с. 10)

Родился я в Москве 2 апреля 1928 г. у Яузских ворот. С детства увлекся астрономией – еще до войны ходил с мамой в планетарий, который всегда производил неизгладимое впечатление. С 1936 г. учился в школе № 327, что в Большом Вузовском переулке (ныне Б.Трехсвятительский), рядом со знаменитой Хитровкой – Хитровым рынком, через который я ходил с Солянки, где жил. Первая учительница, Зоя Николаевна Столярова, продемонстрировала нам «модели» смены дня и ночи, а главное – времен года. Она закрыла окна ставнями, зажгла свечку и, поворачивая глобус вокруг оси и оставляя его ось наклонной и параллельной самой себе в пространстве, стала двигать глобус вокруг свечи – Солнца, и стало ясно, как меняются времена года в Северном и Южном полушариях. Это произвело огромное впечатление, на всю жизнь. Я-то понял суть с 3-го класса, а сейчас очень многие выпускники средней школы не могут ничего подобного внятно объяснить. Еще до войны, в 1939-1940 гг., учась в 4-м классе, прочитал книги К.Э.Циолковского «Грезы о Земле и небе» и «Ракетой на Луну». Во время же эвакуации (1941-1943 гг., г. Лысьва Пермской обл.) будучи шестиклассником, целый месяц ходил не в школу, а в городскую библиотеку, и читал книги по астрономии – дома этого не знали. Мечтал, как по возвращении в Москву запишусь в астрономический кружок в планетарии, что и случилось летом 1943 г. В 1945 г. я стал членом Всесоюзного астрономо-геодезического общества (ВАГО), где занимался в основном наблюдениями метеоров.

Много лет (1945-1968) работал в летние каникулы демонстратором-экскурсоводом – показывал в телескоп Луну, Солнце, планеты и звезды – в планетарии, ЦПКиО им. Горького, Сокольниках и Измайлове. Особенно памятна работа в сквере у Большого театра летом 1945 г., где я показывал всем желающим Луну и лунное затмение.
Самая первая моя научная статья – «Дрейф метеорных следов над Тулой» – была опубликована в 1949 г. в «Астрономическом циркуляре» № 81 и в «Бюллетене ВАГО» № 6. В последующие годы я написал множество (может быть, сотню) статей по структуре метеорных потоков, о поисках и находках метеоритов (публикации в «Бюллетене ВАГО», «Астрономическом вестнике», «Астрономическом календаре», «Земля и Вселенная», «Наука и жизнь», а также в сборнике «Метеоритика»). Моими учителями и наставниками были выдающиеся ученые В. В. Федынский, И. С. Астапович и Е. Л. Кринов. 3 октября 1949 г. я вместе с Н. И. Гришиным (будущим крупнейшим исследователем серебристых облаков) выехал в г. Ашхабад (вернее, в пос. Фирюзу), в метеорную экспедицию. Фотографирование метеоров потока Орионид проводилось из двух пунктов на базисе 25 км: Ашхабад-Фирюза. Были отсняты сотни метеоров, что явилось в то время мировым рекордом. Материалы этих экспедиций несколько лет обрабатывались в АН Туркмении.
В ноябре 1949 г. произошел курьезный случай. Я и Н. И. Гришин (1925-1998) пошли в горы Копет-Дага и незаметно для себя прошли мимо пограничников (потом мы узнали, что была тревога, потому что как раз в это время ждали английского диверсанта). Но в горах нас задержал местный охотник: он подумал, что мы и есть диверсанты-шпионы, отвел в свой аул Чули, куда вскоре приехали конные пограничники. Наши документы и командировочные удостоверения их не убедили. И только утром, когда приехал зав. астрофизической лабораторией проф. И. С. Астапович, нас отпустили. Надо сказать, что Фирюза – это граница с Ираном. Охотник был очень разочарован, т.к. и шпионов не задержал, и джейрана не подстрелил.
После экспедиции я остался в Ашхабаде и поступил на 2-й курс физмата Ашхабадского педагогического института, который окончил в 1952 г. (В 1951 г. институт преобразовали в Туркменский государственный университет, так что у меня университетский диплом.) Будучи студентом, я подрабатывал в вечерней железнодорожной школе рабочей молодежи. Старшее поколение помнит, что были такие школы, ШРМ. Преподавал физику, математику и астрономию, а по ночам наблюдал метеоры и проводил вычисления в соответствии с планами астрофизической лаборатории. Жил я прямо в здании лаборатории, в так называемой «комнате наблюдателя». Несколько раз ощущал сильные толчки, вызванные землетрясением, часто просыпался за несколько секунд до толчка, а однажды утром увидел, как лампочка, висевшая на проводе, раскачивалась с амплитудой примерно в метр. Это были остаточные толчки после сильнейшего ашхабадского землетрясения в ночь с 5 на 6 октября 1948 г., когда был разрушен город и погибли более 70 000 человек.
После окончания университета меня распределили на работу в г. Чарджоу, где я всего полгода работал учителем физики в железнодорожной школе. В феврале 1953 г. меня перевели в другую железнодорожную школу, в г. Кушку – тогда самый южный город СССР (на границе с Афганистаном). Там я проработал учителем физики и астрономии три года. Кушка – особый город. Это Марыйская область Туркменской ССР, там нет рабочих и крестьян, а есть только военные, пограничники и железнодорожники. При Доме офицеров была вечерняя школа. Вот я и работал сразу в двух школах: нагрузка – 40 уроков в неделю (при ставке 18). Кроме того, я вел астрономический кружок, а по ночам еще и наблюдал так называемые телескопические метеоры.
В апреле 1953 г. мы вместе с кружковцами проводили обстоятельные научные (а не любительские) наблюдения метеорного потока Лириды. Результаты были опубликованы в бюллетене ВАГО № 21 за 1958 г.
Летом 1955 г. я вернулся в Москву и поступил на работу в вечернюю школу Управления милиции г. Москвы. Тогда появилась установка, чтобы сотрудники милиции высшего и среднего звена имели среднее образование, так что в этой школе учились руководящие московские милиционеры – начальники многих отделений милиции и МУРа, служб охраны библиотеки им. В.И.Ленина, ВДНХ и метрополитена, – рядовых не было, в основном капитаны, майоры и полковники. Я преподавал физику и астрономию. Запомнился выпускной вечер на ВДНХ весной 1957 г. Ученики меня любили, и когда я пришел в кафе «Нива», раздалось «Ура!», меня стали качать (причем качали только меня). Хорошо запомнилось, как начальник 108-го отделения милиции помог в 1956 г. пройти в Колонный зал Дома Союзов на вечер памяти (40-летие кончины) писателя Шолома Алейхема. Там пели Поль Робсон и Нехама Лифицайте. Весной 1957 г. я поступил на работу в Астрономический совет АН СССР (ныне Институт астрономии РАН), где занялся подготовкой к астрономическим наблюдениям спутников Земли. Первый ИСЗ был запущен 4 октября 1957 г., летом же Астросовет организовал в Фирюзе Всесоюзные курсы подготовки будущих начальников станций по наблюдениям ИСЗ, и я опять поехал в Туркмению. Лекции читали И. С.Астапович и С.А.Каплан, а я и астроном А. П. Саврухин проводили практические занятия по наблюдениям ИСЗ на фоне звездного неба (ИСЗ имитировали электрическими фонариками).
Надо отметить, что сам первый спутник (шар с антеннами) ни в натуре, ни на фотографиях никто не видел, мы принимали только его радиосигналы. Визуально и фотографически удалось пронаблюдать последнюю ступень ракеты-носителя. После каждого наблюдения утром шли на почту и передавали по телеграфу в адрес Москва-Космос координаты ИСЗ на фоне звездного неба.
Курсантов было около 150 человек (три потока) – физики и астрономы из педагогических институтов и университетов, на базе которых были организованы станции наблюдений ИСЗ. Наблюдали мы потом и второй ИСЗ. В мае 1958 г. я вернулся в Москву и организовал станцию наблюдений на крыше старого ГАИШа (Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга) на Красной Пресне. Там и проводились наблюдения третьего ИСЗ. Фотонаблюдения велись аэрофотосъемочными камерами НАФА-Зс/25. 10 июля 1958 г. я сфотографировал сильное полярное сияние. Фото послал в ИЗМИРАН и получил благодарность от директора института Н.В.Пушкова.

Летом 1959 г. станция наблюдений ИСЗ Астросовета была переведена на территорию Института физики атмосферы АН СССР в деревню Ново-Шихово Звенигородского района Московской обл., и я был назначен ее первым начальником. Всего я провел около 2 тыс. наблюдений спутников. Обычно для точного определения координат ИСЗ на небесной сфере, например, в Пулковской обсерватории, фиксировалось его положение относительно двух-трех звезд. Я предложил элементарный метод определения координат – по одной звезде («Бюллетень станций оптического наблюдения ИСЗ», 1959, № 9). За активное участие в организации наблюдений ИСЗ я был дважды награжден почетными грамотами Астросовета и памятной медалью. Жить в деревне мне не хотелось, так что в конце лета 1960 г. я уволился из Астросовета и два учебных года преподавал физику в вечерней школе № 93, а в 1962 г. перешел на работу в только что открытый Дворец пионеров на Ленинских (теперь Воробьевых) Горах, Я был первым сотрудником отдела астрономии – заведовал астрокабинетом и обсерваторией, вел занятия в кружках, выезжал в экспедиции по наблюдениям серебристых облаков (в Пестово Московской обл.) и метеоров. Результаты наблюдений метеорных потоков публиковались в научных журналах («Бюллетене ВАГО» и «Астрономическом вестнике»). В 1964-1967 гг. заведовал также астрокабинетом в Московском планетарии, продолжая наблюдения метеоров, а в 1967-1972 гг. работал методистом отдела астрономии в павильоне «Космос» на ВДНХ.
Павильоны «Космос», «Физика», «Химия» и «Биология» тогда были выставкой работ АН СССР. Пригласил меня на работу очень известный пропагандист астрономии, бывший директор Московского планетария Виктор Васильевич Базыкин (1916-1974 гг.). Мы активно наполняли содержанием павильон «Космос», который открылся к 7 ноября 1967 г. – 50-летию Октябрьской революции. На открытие приезжали Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин и Н.В.Подгорный.

На 17 ноября 1966 г. ожидался метеорный дождь – поток Леониды. Для его наблюдения я организовал экспедицию в Ашхабад, а для любителей астрономии опубликовал инструктивные статьи в летних номерах журналов «Наука и жизнь» и «Земля и Вселенная». Результаты наблюдений Леонид нашей экспедицией и другими группами были опубликованы в самом первом номере журнала «Астрономический вестник» (организованном в 1967 г. вместо «Бюллетеня ВАГО»). В ту ночь активность метеорного дождя достигла 140 000 метеоров в час, но… в США, у нас же (увы!) настало утро.
22 октября 1972 г. ожидался еще один метеорный дождь – поток Дракониды. Снова была организована экспедиция в Ашхабад и предварительные публикации инструкций в журналах для любителей астрономии. (Результаты наблюдений были опубликованы в «Астрономическом вестнике» в 1974 г.)

В ноябре 1972 г. я перешел на работу в Комитет по метеоритам (КМЕТ) АН СССР и занялся в основном научно-организационной работой по поиску новых метеоритов для коллекции АН СССР. Еще работая на ВДНХ, я участвовал в двух экспедициях КМЕТа (в 1970-1971 гг.) по изучению огромного знаменитого Сихотэ-Алинского железного метеорита, который упал 12 февраля 1947 г. в Приморском крае в уссурийскую тайгу. А в 1973-1975 гг. принимал участие еще в трех экспедициях. Начальником всех пяти экспедиций был председатель КМЕТа Е. Л. Кринов (1906-1984), крупнейший исследователь метеоритов в СССР.

Очень кратко о самом метеорите. Метеорит массой более 100 т. при полете в атмосфере раздробился на тысячи частей и выпал в тайгу в виде железного дождя, образовав 24 больших кратера и сотни воронок и лунок. Большие куски при ударе о скальный грунт разбивались на тысячи малых осколков и вылетали из кратеров на сотни метров. Все эти части метеорита мы искали в почве с помощью металлоискателей и привезли в Москву около 30 т. Об этом метеорите много написано. Лучшими, на мой взгляд, являются книга «Железный дождь» Е.Л.Кринова (Наука, 1981), статья «Сихотэ-Алинский метеорит» В.И.Цветкова (журнал «Природа», 1989, № 8) и статья в БСЭ (2-е издание, т. 39, с. 143), где помещен цветной рисунок огненного шара (болида) с огромным черным хвостом, выполненный очевидцем, – художником П.Медведевым.

В КМЕТ приходило много писем о наблюдениях болидов и находках метеоритов, а также бандероли с образцами для диагностики. Все они проверялись, лично я написал около 5000 ответов. Таким образом была создана сеть добровольных корреспондентов, которые немало нам помогли. Например, после публикации в 1983 г. в журнале «Вокруг света» интервью со мной ставропольского журналиста Ю. Н. Христинина о метеоритах края, два девятиклассника из села Ивановки в Татарии нашли новый каменный метеорит «Ивановка» (9 кг) и приехали с ним в Москву. Было много командировок за новыми метеоритами после сообщений об их находках, в том числе и в музеи. Так, в краеведческом музее г. Ветлуги (Нижегородская обл.) около 30 лет хранился каменный метеорит «Ветлуга» (780 г), упавший в феврале 1949 г., а в краеведческом музее г. Ачинска (Красноярский кр.) – каменный метеорит «Преображенка» (414 г), за ним я летал в г. Ачинск. Более 70 лет у жителя Самары Петросяна хранился каменный метеорит «Ереван», который упал в начале XX в. на окраине г. Еревана, и только статья в «Комсомольской правде» о метеорите «Ветлуга» побудила его передать этот метеорит в Москву в КМЕТ.

Значительным событием была находка в 1979 г. самого большого в СССР каменного метеорита «Царев» (1,6 т) в Волгоградской обл. в виде метеоритного дождя (всего было найдено 80 осколков массой от 284 кг до 50 г, «Правда», 11 апреля 1982 г.). Как потом выяснилось из архива болидов КМЕТа, метеорит упал 6 декабря 1922 г., а найден был на полях совхоза газосварщиком Б. Г. Никифоровым. Он был весьма образованным человеком, много читал. Побудила его сообщить о находке моя статья «Сообщите непременно» в журнале «Наука и жизнь» № 9 за 1974 г. Изучению метеорита «Царев» посвящено много работ в разных изданиях, в том числе мои статьи «Новые метеориты СССР» в сборниках «Метеоритика» (1978, № 37; 1982 г., № 40, 1986 г., № 45).
Истории падения и находок многих метеоритов описаны мною в статьях «Посланцы космоса» («Земля и Вселенная», 1991, № 4) и «Рассказы о метеоритах» (там же, 1994, № 5). Совместно с И. Т. Зоткиным мы обработали хранящийся в КМЕТе архив (около 2500 сообщений) о полетах болидов в атмосфере с начала XX в. и оценили приток метеорной материи на Землю – около 100 т в сутки.

Очень ярким событием в нашей науке было падение железного метеорита «Стерлитамак» в Башкирии 17 мая 1990 г. Когда нам об этом 20 мая сообщили по телефону из Уфы, я и М. И. Петаев уже через день были на месте падения. На хлебном поле мы увидели кратер диаметром 10 м и глубиной 5 м и начали изучение кратера и метеорита вместе с местными учеными. Я объезжал поселки и деревни, опрашивая очевидцев полета болида. В кратере нашли два куска метеорита массами 3 и 6 кг, ас помощью миноискателя – еще около 1,5 кг осколков вокруг. Через год школьники нашли метеорит массой 315 кг, который экспонируется сейчас в музее Уфы. Общая масса метеорита оценивается примерно в 1 т (но не все еще найдено).
Изучением Тунгусского метеорита я никогда не занимался и не был на месте его падения. Однако к 60-летию его падения опубликовал (совместно с А.Н.Симоненко) большую популярную статью «Тунгусский метеорит» («Красная Звезда» от 30 июня 1968 г.) и установил приоритет гипотезы американского астронома Хархоу Шепли, что Тунгусский метеорит был небольшой кометой («Земля и Вселенная», 1970, № 4).
В итоге научно-организационной работы мною выявлено 25 новых метеоритов (рекорд СССР!), поступивших в коллекцию КМЕТ АН. Как хорошо известно, метеориты являются осколками астероидов, т.е. малых планет. Я горжусь тем, что астероиду № 4428 присвоено название «Хотинок».