Судьбы двадцатого века (проект радио «Россия»)
Бруни Николай Александрович. Судьбы двадцатого века (проект радио «Россия»)
— У микрофона Ольга Стерн. Здравствуйте.
Мгновенья тают без следа,
Но с ароматом грустным,
Как трубки угасающий дымок.
Закат встречаю я всегда
С
Что этот день последним стать бы мог.
Слова вплетая в кружева,
Не развяжу узла я
Из правды, зла, неведенья и лжи.
Надежда всё ещё жива,
А почему – не знаю.
Наверно, потому что сам я жив.
— Алексей Михайлович Бруни пишет стихи. Прозвучавшие только что строчки датированы
К Алексею Михайловичу в Измайлово — вот удача для журналиста — из Тамбова приехала погостить мама. Зоя Николаевна Бруни, как и муж, преподавала детям физкультуру и танцы. Сейчас, конечно, на пенсии — значит, хватает времени на погружение в историю. Гостья из Тамбова демонстрирует аккуратную самодельную книгу. Я попросила, пусть бегло, пересказать начальные страницы.
— Семья Бруни — прослежена её история на 400 лет вглубь. Мы знаем только примерно с тысяча восемьсот второго года — вот с начала восьмисотых годов, когда итальянский житель, художник Антонио Бруни появился здесь в России. Он там воевал в войсках Суворова, против Наполеона, а потом, когда после занятия снова Наполеоном его родных мест он оказался дома, на него начались гонения. Вот почему он оказался в России — попросил у нашего царя, Александр I тогда был, он попросил убежище, и убежище это ему было предоставлено. Он поселился в Царском Селе, он был художником, который расписывал и оформлял дворцы. Детей у него было шестеро, но нас в основном интересуют двое его сыновей. Наиболее знаменитый из всех Бруни, которые нам известны, а нам известны все Бруни – наиболее известен, конечно, Фёдор Антонович Бруни, художник, который работал в Петербурге, и он был ректором Академии художеств. У него есть две известнейшие картины — «Смерть Камиллы, сестры Горация», и «Медный змий». Второй сын — Константин, от которого, собственно, и идёт наша ветвь, от Константина. Константин учился в Горном институте, но он его не закончил, видимо по семейным обстоятельствам: он рано женился, и он работал управляющим в имении Волконских.
— К сожалению, придётся опустить описание вышеследующих и побочных веточек могучего семейного древа. Замечу лишь, Зоя Николаевна обронила: «Мы знаем всех». Сосредоточимся на одной из ключевых, возможно, фигур семьи. Николай Александрович Бруни приходится моей собеседнице свёкром.
— Николай Александрович учился в Тенишевском училище, куда позже поступил его брат Лев. Николай Александрович закончил Тенишевское училище в 1913 году, и поступил на последний курс Московской консерватории, которую тоже закончил. Но тут началась война, и он ушёл добровольцем на фронт, хотя у него были большие задатки как музыканта — он уже выступал, и ему даже прочили хорошую музыкальную карьеру, — он в это же время писал стихи.
— Вот я вижу фотографию — он в военной форме, да?
— Он работал санитаром-добровольцем и ездил с поездами с фронта и на фронт. В 1916 году он перешёл в строевую службу и при Петроградском политехническом институте он закончил лётные курсы, а потом, после этого, ещё он закончил Севастопольскую лётную школу, и в конце 1916 года он сдал экзамены, получил звание военного лётчика и получил направление в третий армейский корпус. Вот эта фотография с его экзаменационной барограммы. Я, ну,
— Необходимая справка: родной брат Николая Александровича, известный живописец Лев Александрович Бруни в 1918 году обвенчался с Ниной Константиновной Бальмонт, дочерью поэта. Таков подтекст поэтической картинки к семейной повести.
— Новобрачному Николаю Александровичу Бруни, 1918 год, девятого сентября. Стихотворение Константина Бальмонта.
Ты музыкант, поэт и лётчик
Ты трижды птица и цветок,
Но я, старинных книг начётчик,
Я знаю много горьких строк.
Но ты поэт, и ты влюблённый,
Так будь же лётчиком в стихах!
Угрозы призрак отдалённый,
А ты — как птица в облаках.
Ты музыкант, и ты любимый,
Метни же сердцем по струнам,
И все заклятья, только дымы,
А ты как праздник будешь нам.
И если сказка дней обманна,
То не обманна навсегда.
В любви раскрывшаяся Анна,
Улыбка, роза и звезда.
— Любовь и звезда Николая Бруни. Рассказ внука, Алексея Бруни.
— В это время он женился,
— А что, он был
— Он ездил туда, к старцам, с ними общался – вот это известно.
— Это было ещё до революции?
— После революции. У него не было никакой абсолютно твёрдой платы за церковные обряды. То есть ему платили только те, кто могли платить.
Пользовался очень большим авторитетом — к нему люди шли даже из соседних приходов. Ну, и, поскольку четырежды закрывали церкви, где он служил, то в четвёртый раз он воспринял это просто как знак свыше, что его служение богу не нужно. Он сложил с себя сан, тем более, что этому способствовала встреча с одним из его бывших сослуживцев, который работал в МАИ и который пригласил его туда на работу. Это случилось
— Снова резкий поворот.
— Снова абсолютно диаметрально противоположное это направление его деятельности, которое для него достаточно характерно, поскольку он вообще был личностью чрезвычайно одарённой, многогранной.
— Например?
— Если только перечислить, чем он занимался в своей жизни, выходит просто поразительная картина. Значит, он был профессиональным музыкантом, поэтом — Кстати, писал не только стихи, но также и прозу, — был членом первой петербургской футбольной команды, военным санитаром, военным лётчиком, лётчиком-испытателем; он был священником, он также блестяще рисовал, был скульптором, переводчиком — он знал четыре языка в совершенстве и ещё несколько очень прилично и ещё изучал эсперанто — и вот этот могучий,
— Вот собственноручное стихотворение Николая Александровича Бруни:
Советским лётчикам.
Долго ты, сердце, голубем билось среди тенёт.
С таким подколодным голодом до смерти кто не дойдёт?
От дури да смерти давеча остался я жив едва.
Ох, долго меня калечили, упряма моя голова.
Ох, долго себя я сковывал, не верил чужим словам,
Ребятушки бестолковые, ведь я возвращаюсь к вам.
Химки, 12 августа 1928 года.
Николай Александрович — музыкант, поэт и лётчик — с рождения испытывал вековые художественные традиции семьи Бруни. А вот любимое им лётное дело, в те годы рискованное, неведомое, требовало характера и отваги под стать. В конце двадцатых
— Помню только: вошли трое, в кожаных тужурках. Ночь, перерыли книжки, потом подходят к роялю — это тоже я помню — подняли, по струнам стали рвать, искать — опять нету. Сидели мы все кучкой на маминой кровати, Настя плакала, Алёна
— Николай Александрович Бруни получил пять лет лагерей. Зоя
Николаевна Бруни мысленно следует за своим глубоко почитаемым свёкром. Трагический путь привёл его в район нынешней Ухты.
— Он попал в полярный посёлок Чибью. Теперь это большой город Ухта. Там он сначала ходил на общие работы, а потом, когда узнали, что он хорошо рисует, ему стали поручать рисовать портреты начальников, жён начальников, детей, а потом, это уже был 37 год — тогда праздновался столетний юбилей Пушкина со дня его гибели. Ну, уж тут не знаю, как это было, чья инициатива была. Может быть, это и его инициатива — он очень любил Пушкина, знал целые строфы из «Онегина» наизусть, стихотворений его очень много знал, и он решил внести свой вклад в это большое дело. И он вылепил памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который, между прочим, доныне стоит в городе Ухте. Всё это был плод его творческой фантазии, и памятник получился великолепный. Памятник сначала стоял на постаменте деревянном, потом его переставили на другой постамент, и его несколько раз передвигали этот памятник с одного места на другое, с одного места на другое. При одной из передвижек памятник развалился, и они тогда только узнали, из какого материала этот памятник сделан. Это был кирпич. Всё туловище было сделано из кирпича и обмазано снаружи, наверное, бетоном, а голова, руки, книга — отлиты. Никто не знал, между прочим, до 72 года, кто автор этого памятника, и только в 72 году я поручила моей племяннице, которая была в Ухте, разыскать этот памятник, и она его разыскала. Он стоит до сих пор. Но памятник, конечно, начал разрушаться от времени, от атмосферных факторов – нельзя же такой уникальный памятник, который сделан заключённым в лагере,
— …(Николай Александрович) расстрелян на речке Ухтарке 29 января 1938 года. Там полегли сотни невинных. Потомки сегодня хоть
— Вывели их как на этап, и дорога шла мимо кирпичного завода. Заброшенный
— Так выходит, что Николай Александрович Бруни стал снова отцом Николаем, может быть, для заключённых?
— В этот момент — да. Когда предстояла встреча с богом, он себя вёл вот таким удивительным образом.
— Дети знали, что отец расстрелян, но скрывали это от матери, пока, наконец
В некоторых семьях, случалось, старались не упоминать вслух имена своих несчастных родных, угодивших в ловушку истории. Совсем иное дело, утверждает Зоя Николаевна Бруни, — домашние её свёкра, Николая Александровича. Он томился в Ухте и незримо присутствовал в семье, в сердцах детей.
— Два раза туда к нему ездила жена. Дорога очень трудная, на чём только она не ехала, вплоть до лёгких лодок и волокуш. И вот оттуда она привезла два портрета. Дети просили: «Мы забыли лицо отца. Пожалуйста, мама, привези фотографию». Фотографию, конечно, никакую она оттуда не могла привезти, и вот он сделал два портрета. Один из этих портретов, его автопортретов, висит у нас в Тамбове. Это вот с него его копия — карандашный портрет. И она оттуда привезла тетрадь его стихов, которые он там уже написал. Вот все дети его выросли на этих стихах. Это папины стихи, папу все обожали, о папе постоянно помнили и за папу очень страдали.
Вот одно из стихотворений, которое было написано в Ухте.
О, как медленно годы проходят,
Как мучительно тянутся дни.
Хороним даже мысль о свободе,
Даже мысли мы хороним.
О, простите меня, дорогие,
Между нами зияют года.
Под покровами льда, в ледяной летаргии,
Я лежу как вода.
Я любил вас всей кровною силой,
Всем пыланьем добрым и злым,
Холодеющий дым вырастает столбом над могилой,
Над безмолвьем моим.
Но любовь – как руда золотая.
Пусть проходят года,
Истлевают медленно дни,
Пусть уходят они золотеющим дымом,
Сохрани только память о друге любимом.
1936 год